Хороший бизнес-план выполняет как минимум две функции. Для вас это эффективная схема организации и развития собственного бизнеса. А для инвесторов и/или работников организаций, поддерживающих предпринимателей - это лицо вашего бизнеса-проекта или уже существующей компании. Хорошо составленный и грамотно оформленный план - одно из условий достижения успеха в бизнесе. Самое главное, что в нем должно быть, - программа действий позволяющая получать постоянную прибыль.
Любое планирование начинается с идеи. Она может быть любой, в том числе и выраженной несколькими словами. Но к ней предъявляется два основных требования, она должна:
Заведомо проигрышный путь - копирование чьего-либо дела. В настоящее время практически не существует массового высоко прибыльного бизнеса. Успешной будет только оригинальная идея, нашедшая незанятую или низко-конкурентную нишу на рынке.
Несколько лет назад один талантливый молодой человек начал продавать постоянные одно пиксельные ссылки на своем сайте по $1 за штуку. Через полгода он стал миллионером. Случайно или нет (возможно, у него была инсайдерская информация), но это совпало со сменой алгоритма формирования выдачи поисковыми системами – больше внимания при ранжировании стало уделяться внешним ссылкам, ведущим на тот или иной ресурс. А сколько человек пыталось ее скопировать... И кто о них сейчас помнит. Этот бизнес скопировать нереально.
Такую идею можно назвать супер успешной. И где найти другую такую же?
На самом деле все просто. Оригинальные мысли и идеи буквально вертятся вокруг нас, только мы отмахиваемся от них, как от нереальных или глупых. Не отбрасывайте их, записывайте где-нибудь. И, скорее всего, после сотого прочтения своих записей вы такую идею найдете. Точно так же, как нашли ее те, кто сконструировал швабру с центрифугой или стал применять гибкую подводку вместо металлических труб.
Но не всякая оригинальность ведет к успеху. Необходимо учитывать множество дополнительных факторов. От потребности покупателя в производимом вами товаре или услуги до географического расположения места, где этот товар будет продаваться. Не следует забывать и о психологии - люди не меняют свои привычки мгновенно. И часто супер оригинальный чудо-товар может не привлечь, а отпугнуть покупателей. Всего должно быть в меру.
Идея может быть гениальной, но для того чтобы ее осуществить, необходим план действий по ее реализации, т.е. бизнес-план. Тому молодому человеку, о котором говорилось в примере, очень сильно повезло. Его план мог даже и не оформляться - несколько пунктов можно было удержать в голове. Ему не нужно было общаться с инвесторами и убеждать их в перспективности своей идеи.
Если выбранная вами идея не столь гениальна, то несколько очень серьезных вопросов потребуют тщательной проработки:
Лучший вариант для начала бизнеса - это отсутствие на этапе его становления прямых конкурентов. Но такое случается редко, и конкурентная борьба может быть очень жесткой. Самое главное, чего следует избегать - «войны цен». На первоначальном этапе, у вас просто не хватит средств для ведения такой борьбы. Единственный выход – быть непохожим на других, создать о себе и своем товаре особенное мнение в глазах основной группы покупателей, ориентированных на ваш товар.
Любой бизнес сопряжен с определенными рисками, не зависящими от действий бизнесмена. Продажу мороженного может подкосить холодное лето, бизнес в Интернете может серьезно пострадать из-за поломки компьютера и утраты важной информации и т.д.. Искусство планирования как раз и заключается в том, чтобы эти риски свести к минимуму или нивелировать другим видом деятельности.
Здесь учитывается все первоначальные затраты на оборудование (закупка и установка). Только составив подробный перечень, вы сможете приблизительно оценить срок, когда ваш бизнес начнет работать и приносить какой-то доход. Не нужно «наполеоновских планов» - начать можно и с малого. И только поняв, что это действительно получается, переходить к расширению производства.
Достаточно просто рассчитать показатель доходности в тех видах деятельности, которые не носят сезонного характера. С сезонным бизнесом сложнее. Информацию придется добывать у конкурентов, что, в общем-то, не очень сложно. Тщательного подсчета потребуют также и текущие расходы. Не следует забывать и о налоговых выплатах - минимизировать их можно, обратившись к специалисту в этой области.
Каким бы гениальным ни был ваш план, для того чтобы он служил вашей визитной карточкой, его можно и нужно оформлять в соответствии с требованиями UNIDO (международная организация) и Российского Фонда поддержки предпринимательства. В соответствии с этими требованиями он должен состоять из следующих разделов:
Ваш бизнес-план должен в итоге ответить на два главных вопроса:
Поэтому, чтобы привлечь внимание инвесторов особое внимание уделите написанию резюме. Его содержание должно быть кратким и максимально информативным. Именно оно определит дальнейший интерес потенциального инвестора к вашему бизнесу.