Для того, чтобы всесторонне оценить правильность принятия решений в бизнесе применяется развернутый проект, который называют бизнес-планом. Он дает максимальное обоснование будущих действий при развитии предпринимательской деятельности. Бизнес-план содержит целый ряд запланированных мероприятий и отвечает на основные вопросы. Таким образом, благодаря такому проекту можно определить, насколько рискованно или безопасно вносить инвестиции в этот бизнес. Возникает только один вопрос: Как правильно составить бизнес-план предприятия?
В первую очередь бизнес-план должен содержать:
Для того, чтобы как можно точнее объяснить назначение такого проекта, нужно перечислить его основные характеристики и возможности.
Бизнес-план представляет собой:
Самым сложным этапом на стадии планирования бизнеса является разработка бизнес-плана. Этот проект будет необходим не только для обоснования внешних инвестиций, но и для планирования работы самого предприятия на первом этапе его создания и выхода на рынок. Однако, в первую очередь этот документ поможет получить инвестиции из местного бюджета, кредита на развитие бизнеса в банке, привлечь к долевому участию других предпринимателей и т.п.
В документе должны отражаться все нюансы коммерческой и производственной деятельности с обязательным выводом о финансовой эффективности. Учитывая тот факт, что бизнес-план предназначен для реализации стратегии бизнеса, его структура и содержание должны быть универсальными. Типичный бизнес-план должен содержать следующие разделы.
Можно сказать, что этот раздел является наиболее важным, поскольку он в сжатой форме отражает общую суть бизнеса. Именно от написания обзорного раздела будет в наибольшей степени зависеть интерес инвесторов к запланированному бизнесу. В резюме следует предусмотреть:
Общее описание предприятия:
Описание продукции предприятия:
Целью этого раздела является объяснение, каким образом запланированный бизнес выйдет на рынок и будет иметь влияние в своей нише, а также способы реагирования бизнеса на рыночную ситуацию с целью обеспечения сбыта продукции. Анализ должен содержать:
При этом к маркетинговой стратегии относятся:
В этом разделе бизнес-плана нужно описать:
При планировании производства и продажи продукции следует рассмотреть следующие вопросы:
В плане развития предприятия нужно указать:
Календарный план работ (график их выполнения) конкретного проекта всегда состоит из перечня последовательных этапов создания и развития бизнеса. Здесь же должны быть определены объемы финансовых ресурсов для реализации проекта и разработаны графики поэтапного выполнения временных работ.
В таком производственном графике должно быть:
В раздел следует включить:
Описание последовательности реализации бизнес-плана состоит из:
Такое планирование должно состоять с учетом данных других разделов бизнес-плана. Дело в том, что при составлении финансового плана обобщаются и выражаются в стоимости все основные составляющие бизнес-плана.
Итак планирование финансов предусматривает:
Как понятно из названия раздела, в нем нужно будет определить вероятность типичных рисков для этого вида бизнеса, пути и способы их уменьшения, затраты на устранение рисков. При этом рассмотрение способов уменьшения потерь и рисков должно состоять из описания организационных мероприятий для предотвращения этих рисков и программы страхования от рисков.
В приложении к любому документа всегда содержится дополнительная и подтверждающая информация. Это могут быть аналитические данные ситуации на рынке, выводы аудита, описание технических характеристик продукции и ее изображение, заключены соглашения, гарантийные письма и планирования производственной площади предприятия.
Следует также помнить, что особенно важной частью любого бизнес-плана являются аналитические и финансовые данные, в которых проводится анализ денежных потоков во время функционирования бизнеса и определяется их эффективность.