В зависимости от целей и аудитории, для которых составляется бизнес-план, к нему могут предъявляться различные требования: к структуре документа, к обязательным данным и к необходимой информации. Существует несколько общепринятых мировых стандартов и требований, в соответствии с которыми составляются бизнес-планы.
Виды стандартов бизнес-планирования
Можно выделить несколько различных международных методик и стандартов бизнес-планов:
стандарты ЕБРР;
стандарты KPMG;
стандарты Tacis;
стандарты UNIDO;
стандарты BFM Group.
У этих стандартов есть как некоторые общие черты относительно требований к содержанию бизнес-плана, так и отличительные особенности. К общим чертам можно отнести разделы с такой информацией:
Описание предприятия: история его развития, характеристика персонала, используемые инновации, цели и задачи функционирования;
Описание продукции: какие товары или услуги выпускает предприятие и что является главным продуктом его деятельности;
Описание проекта: что он собой представляет и насколько востребованным и конкурентоспособным будет;
Финансовые расчеты. В этом разделе нужно предоставить точные расчеты необходимой суммы инвестиций, а также их срок окупаемости и возможные прибыли. Это самый важный раздел, на который инвесторы обращают внимание в первую очередь;
Анализ рисков: путем изучения факторов внешней и внутренней среды, а также возможностей и угроз. Для этого могут использоваться различные методики (например, SWOT-анализ). Важно не только описать возможные риски, но и предоставить рекомендации по их предотвращению.
Сама структура бизнес-плана и последовательность разделов по каждой из методик будет различной.
Основные правила составления бизнес-плана
Поскольку рассмотренные выше стандарты являются международными и используются в основном только для привлечения зарубежных инвесторов, в странах постсоветского пространства они не получили распространения. Это связано с различиями в деловой сфере, законодательной базе и с разными принципами ведения бизнеса.
Предпринимателям рекомендуется при составлении бизнес-плана придерживаться общих требований к его структуре и составить для начала своего рода ядро документа:
маркетинговый план;
финансовый план;
производственный план.
Это основная информация, которая будет интересна потенциальному кредитору. При наличии этих разделов дальнейшая корректировка плана будет гораздо легче. Его можно будет привести в соответствие с требованиями и стандартами, которые предъявит конкретный банк или инвестор.