Организация и ведение бизнеса малыми предприятиями не должно происходить спонтанно. В условиях рыночной экономики актуальность стратегического планирования возрастает. Разработка бизнес-плана для малого бизнеса в Казахстане должна осуществляться не только перед созданием предприятия. Его рекомендуется разрабатывать при освоении новых рынков сбыта, привлечении дополнительных финансовых ресурсов, а также при решении иных задач стратегического характера.
Напрасно некоторые думают, что составление бизнес-плана для предприятий, относящихся к сфере малого бизнеса, – дело несерьезное. От качества его разработки во многом зависит успех фирмы. Ниже будет рассмотрены некоторые аспекты составления данного документа. Итак.
Необходимо определить основные цели деятельности фирмы (текущие и перспективные), а также поставить задачи, которые нужно выполнить для их достижения. То, что планируется достигнуть в перспективе, должно быть четко сформулировано в документе, также стоит определить ориентировочные сроки реализации намеченных планов.
Нужно четко представлять то, что фирма или её новый проект может дать потребителям, определиться с перечнем товаров (услуг), которые будут предоставляться, кто и почему ими может заинтересоваться.
Необходимо внимательно изучить деятельность конкурентов, работающих в аналогичном рыночном сегменте, их сбытовую политику. Словом, в современных условиях, когда во главу угла ставится не столько производство продукции, сколько её реализация, составление маркетингового плана становится одним из основных разделов при разработке бизнес-плана.
Очень важно грамотно составить производственно-финансовый план компании (особенно если бизнес-план формируется в целях привлечения средств у банка). Как правило, сначала фирма планирует свои предполагаемые расходы. Достаточно точно можно определить затраты по арендной плате (если фирма не является собственником объекта недвижимости), расходы на заработную плату персонала с предусмотренными законом отчислениями, суммы коммунальных, а также налоговых платежей.
Что касается расходов на закупку товара (для торговых фирм), а также на приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов (для производственных предприятий), то они планируются исходя из предполагаемого объема производства (реализации) и закупочных цен.
На прочие расходы рекомендуется создавать определенный резерв.
Планирование доходов осуществляется, как правило, исходя из предполагаемого объема сбыта и установленных цен реализации.
Осуществляя деятельность в области малого бизнеса, необходимо владеть основами производственного и налогового планирования. Только в этом случае можно рассчитывать на прибыльную деятельность.