Бизнес-план позволяет решать разнообразные задачи, одной из которых является привлечение инвестиций. Каким же должен быть бизнес-план, чтобы он мог завоевать внимание инвесторов, и они поспешили вложить свои средства в реализацию проекта?
Следует помнить, что по бизнес-плану формируется общее впечатление от проекта, поэтому нужно очень серьезно подойти к процессу его написания и уделить внимание не только его экономическому содержанию, но и оформлению.
Специалисты считают, что оптимальный объем бизнес-плана – 35-40 страниц, он не должен содержать огромного количества загромождающих текст схем и рисунков. Помимо основных разделов бизнес-план должен включать титульный лист, оглавление, все страницы должны быть пронумерованы, чтобы инвестор мог сразу обратиться к интересующему его разделу.
Перечень разделов бизнес-плана зависит от специфики деятельности фирмы и от конкретных условий ее функционирования. Тем не менее рекомендуется придерживаться следующей структуры.
Резюме представляет собой краткие выводы по проекту. Рекомендуемый объем составляет не более 3 страниц. Зачастую именно резюме определяет судьбу всего проекта: если вводная часть не заинтересовала инвестора, он вряд ли будет читать документ до конца. Резюме включает общую информацию о фирме, имена ее учредителей, вкратце раскрывает суть предлагаемого проекта и содержит сведения о его стоимости и эффективности.
2. Характеристика фирмы и отрасли
В этом разделе излагаются цели фирмы, ее конкурентные преимущества, описывается географическое расположение объектов предприятия, а также анализируется текущее состояние всей отрасли и перспективы ее развития.
3. Анализ продукции или услуг
Здесь описываются производимые продукты или оказываемые услуги и применяемые предприятием технологии. Производится сравнение с продукцией, выпускаемой конкурентами.
4. Анализ рынка
В этом разделе оценивается емкость рынка, перспективы его дальнейшего развития. Также здесь на основе проведенных маркетинговых исследований составляется портрет потребителя продукции, определяется рыночный сегмент, на который нацеливается фирма. Обязательный атрибут анализа рынка – подробная характеристика конкурентов с описанием их сильных и слабых сторон и занимаемых на рынке позиций.
5. Производственный план
Этот раздел описывает технологический процесс, какие операции будут выполняться предприятием самостоятельно, а за какие возьмутся субподрядчики. Кроме того, в производственном плане рассматривается сырье, из которого будет изготавливаться продукция, а также приводится перечень необходимого оборудования. На основе затрат рассчитывается себестоимость единицы продукции.
6. Маркетинговый план
Здесь разрабатывается ценовая политика фирмы, определяются каналы сбыта и средства рекламы.
7. Организационный план
В организационном плане приводятся сведения о форме собственности, учредителях, административном персонале фирмы. Также здесь определяется необходимая численность персонала по разным должностям, какие отделы и службы будут на предприятии, как между ними будут распределены обязанности.
8. Финансовый план
На основе методик, учитывающих фактор времени, производится анализ экономической эффективности проекта. В результате этого анализа составляется план доходов и расходов, балансовый план, рассчитывается точка самоокупаемости.
9. Оценка рисков
В данном разделе выявляются факторы риска для проекта. Производится оценка рисков, и разрабатываются механизмы по их снижению. Также здесь предлагаются альтернативные стратегии в случае, если события будут развиваться по негативному сценарию.