Если вы уже рассмотрели, что такое бизнес-план и зачем он нужен, пришло время разобраться в самом процессе написания бизнес-плана.
Не планировать – то же самое, что планировать провал. Это известное выражение иллюстрирует важность планирования вообще, а для предпринимателей, начинающих свое дело, в особенности. Следует учитывать, что только половина всех стартапов выживает в первые пять лет. Поэтому бизнес-план, являясь необходимым условием для кредиторов и инвесторов – это дорожная карта, которая помогает владельцам бизнеса определить возможности и риски на своих рынках и быть подготовленными к ним обоим.
Написание бизнес-плана мотивирует предпринимателя к дисциплинированному мышлению. В вашей голове идея может показаться великолепной, но когда вы подложите под нее детали и цифры, она может и развалиться.
Хороший бизнес-план меняется вместе с бизнесом. Это живой документ, однако – несмотря на его гибкость – существуют основные элементы администрирования малого бизнеса, а именно:
1.Резюме (представление бизнес-плана)
Резюме – это лицо любого бизнеса. Это тот раздел, который пишется в последнюю очередь, однако является самым важным, поскольку потенциальные инвесторы перестанут рассматривать ваш проект, если резюме их не впечатлит. В случае стартапа полезно сосредоточиться на происхождении (истоках) компании, а также на партнерах, чтобы показать ваши перспективы. Если вы развиваете действующий бизнес, не забудьте включить такие детали, когда он был основан и кем (имена основателей, их роль в становлении предприятия), сколько сотрудников у вас работает и где осуществляются финансовые операции.
2.Описание компании
Объясните, какие товары ваша компания делает, как она выделяется на фоне конкурентов. Составьте список крупных клиентов, а также рынков, которые вы планируете охватить в будущем. Вы также обязаны показать в бизнес-плане конкурентные преимущества (например, опытный программист-вундеркинд) или месторасположение предприятия (возможно, ваш цветочный магазин расположен по соседству с церковью или свадебным агентством).
3.Анализ рынка
Очень важно иметь исчерпывающее представление о рынке, на котором вы планируете работать. Узнайте и отразите в бизнес-плане, кто ваши конкуренты, проанализируйте научные исследования и технологические разработки в данной отрасли. После описания своих клиентов появится общее понимание о том, сколько они тратят и когда. Например, сезонная распродажа товаров («Черная пятница») стартует в прибыльный сезон рождественских покупок, что позволяет многим ритейлерам поправить свои дела с годовой доходностью. Если ваша компания сталкивается с подобной проблемой, у вас должны быть ресурсы и оборотные средства, чтобы выдержать работу с убытками в течение 11 месяцев в году.
4.Организация и управление компанией
Уточните детали типа собственности, наметьте инвесторов, покажите свою организационную структуру. Укажите в бизнес-плане характер бизнеса, будет ли это индивидуальное предпринимательство или юридическое лицо, если последнее – то какой тип.
5.Линейка продуктов
Какой продукт вы продаете, как это решает проблемы клиентов, и насколько часто они должны пользоваться вашими услугами? Ответы на эти вопросы могут быть решающими факторами в устойчивости предприятия. Включите в бизнес-план используемые патенты, изобретения или авторские права, если они есть.
6.Маркетинг продаж
Стратегия маркетинга и продаж – важнейшая часть любого бизнес плана. Она определяет целевую аудиторию, каналы сбыта товаров и организует работу с клиентами так, чтобы они в перспективе стали вашими покупателями. Лучшая в мире идея не сработает, если потенциальные потребители не будут знать, что у вас есть. На что вы собираетесь полагаться: на сарафанное радио, акционные скидки или рекламу?
Вы должны показать в бизнес-плане способ продвижения и реализации товара, кому он предназначен и по какой цене. Например, распространенный городской бизнес – платить людям, которые стоят на тротуаре и рекламируют все что-угодно (от дешевых порций пиццы до торговли украшениями по сниженным ценам). Однако этот способ хорошо работает лишь в крупных городах с большим трафиком пешеходного движения. Помните, ваши методы должны быть адаптированы к вашему рынку.
7.Источники финансирования
Вы должны показать в бизнес-плане, сколько средств вам нужно прямо сейчас, сколько может понадобиться в первый год, сколько в следующие несколько лет. Критическая тема – вопрос возврата инвестиций: каким образом вы планируете погашать взятые в долг деньги кредиторам (если вы выберете для финансирования кредиты) или генерировать доход для инвесторов из прибыли. В обоих случаях инвесторы захотят знать, как вы будете тратить их деньги, и когда они увидят возврат своих инвестиций.
8.Расчет прибыли
Если вам нужно привлечь финансирование для своего предприятия, вы должны представить реалистичные прогнозы, которые покажут, каким образом вы планируете генерировать будущие денежные потоки. Все источники финансирования захотят это узнать. Главная задача – представить в бизнес-плане убедительные расчеты прибыльности бизнеса. Будет значительно проще, если вы сможете показать последние финансовые отчеты и основывать на них свои прогнозы, поскольку это даст кредиторам понимание того, насколько реалистичны ваши цифры.
Не стоит ожидать, будто все исходные предпосылки бизнес-плана окажутся правильными и окончательными. В самом начале вы не можете предсказать все изменяющиеся условия, которые возникнут в будущем. Ваш бизнес-план лишь намечает курс для вашего бизнеса, но не гарантирует успех. После открытия своего предприятия вы должны регулярно корректировать свои планы с учетом новой информации: что нравится клиентам, что они не любят, какие тактики маркетинга работают, какие нет. Новые обстоятельства должны быть обязательно отражены в бизнес-плане и использованы в стратегии управления предприятием.
Если вы будете следовать выбранному курсу и правильно оценивать переменную составляющую бизнеса, то бизнес-план может стать полезным, динамичным инструментом достижения высоких темпов роста и успеха вашего предприятия.