Бизнес-план представляет собой тщательно разработанный документ, содержащий подробную информацию, позволяющую рассматривать и решать следующие проблемы: состояние и перспективы сектора рынка, предполагаемой деятельности; выбор основных показателей (критериев) оценки деятельности; пути предупреждения и устранения возможных рисков; ожидаемые динамика и эффективность предполагаемого бизнеса.
На практике подавляющее большинство желающих начать бизнес, как правило, не располагает необходимыми денежными для разработки и реализации проекта, и возникает необходимость привлечения компаньонов, соучредителей, инвесторов или получения кредита в банке. Бизнес – план является тем документом, который должен убедить представителя возможного источника получения денежных средств в целесообразности участия в проекте (банки при отсутствии бизнес-плана вопрос о кредите не рассматривают).
Работа над бизнес-планом начинается с того, что сам предприниматель должен убедиться в перспективности идеи и собственной готовности ее реализовать, только после этого можно принимать решение и приступать к его разработке.
Бизнес-план должен иметь следующую структуру: титульный лист, аннотация проекта резюме проекта, сведения о предприятии и отрасли, описание продукции(услуги), маркетинг и сбыт, производственный, организационный и финансовый планы, риски и гарантии, приложения.
На титульном листе указывают инициатора(предпринимателя) проекта, его название, даты начала и планируемые сроки реализации, фамилию руководителя компании и наименование привлеченной для разработки документа организации.
Аннотация должна содержать название проекта, его суть и цели, размер необходимых инвестиций, их предполагаемый источник, сроки окупаемости.
Резюме – это предельно простое и краткое (объемом до четырех страниц) изложение проекта. В нем должны содержаться показатели эффективности (чистый приведенный срок окупаемости, внутренняя норма прибыли), сведения о предприятии (дата образования, виды услуг, существующее или предполагаемое место на рынке, размер, стратегия развития), характеристика команды управления, финансирование (общая стоимость, размер заемных финансовых ресурсов, схема их получения), срок и порядок возврата инвестиций.
Сведения о предприятии должны убедить инвестора в надежности проекта (общие сведения, финансово-экономические показатели, структура управления, направление деятельности, партнерские связи).
Из описания продукции (услуги) инвестор должен понять, что именно должно приносить прибыль, т.е. за что именно покупатель готов платить деньги, поэтому здесь стоит указать наличие или необходимость лицензирования и сертификации продукта, степень готовности проекта.
Раздел маркетинга и сбыта продукции должен содержать информацию о конкретном потребительском рынке предлагаемой продукции, её конкурентоспособности, каналах реализации и стратегии продвижения.
Производственный план должен характеризовать готовность инициатора нового бизнеса в материально-техническом, ресурсном и технологическом аспекте. В нем приводятся характеристики производства (материально-техническое оснащение, место расположения, размеры помещения и площадей, технологические циклы производства, кадровое обеспечение, экологичность и безопасность проекта).
Убедить инвестора в целесообразности и эффективности проекта – задача организационного плана, в котором необходимо показать, что реализовываться будет проект под командой подготовленных образованных руководителей, обладающих коммерческими, управленческими, техническими навыками и имеющими опыт работы и соответствующие достижения. Следовательно, в этом разделе должна содержаться следующая информация: характеристика команды управления, правовое обеспечение, организационная структура предприятия, график реализации проекта (обязательно поэтапный), краткая характеристика партнеров, наличие льгот и мер поддержки со стороны органов власти.
На основе указанных материалов составляется финансовый план, в котором должны быть проработаны и наглядно представлены: нормативы, используемые при проведении финансово-экономических расчетов, налоговые условия в процессе осуществления проекта, смета затрат и калькуляция себестоимости продукта (услуги), прогнозная часть(прогнозные отчеты о прибылях и убытках, о движении денежных средств, прогнозный баланс), источники финансирования( с обязательным указанием порядка обслуживания и погашений кредитов)и показатели эффективности проекта.
В разделе рисков и гарантий обязательно необходимо указать перечень рисков, неподдающихся влиянию предприятия (форс-мажорные обстоятельства) и конкретные виды гарантий. При разработке крупных проектов должен быть выполнен многовариантный анализ последствий рисков на база сложных математических моделей, а для более простых можно использовать методы экспертной оценки.
Из всего изложенного видно, что бизнес-план является достаточно сложным документов, требующий от разработчиков знаний во многих областях и опыта практической работы.
Если в штате предприятия имеются такие работники, то разработка бизнес плана может быть выполнена собственными силами. Если таких работников у предприятия нет, его разработка должна быть поручена специализированной организации, имеющей на это право (лицензионный или сертификационный документ) проводить консалтинговую деятельность.