Разработка бизнес-плана является одной из важных частей процесса подачи заявки для получения субсидий и грантов. Чтобы получить грант, недостаточно иметь хорошую идею и тщательно изучить правила подачи заявки. Чтобы на ваш проект выделили средства, понадобится также и качественно составленный бизнес-план для гранта, в котором ваша идея будет оформлена и раскрыта должным образом. Его можно разработать самостоятельно или сделать на заказ.
Структура
Бизнес-план состоит из нескольких обязательных разделов. В нем должен присутствовать краткий обзор бизнеса, общий, финансовый и маркетинговый планы предприятия, а также дополнительные документы. Под последними подразумеваются договора с поставщиками, резюме, ваше и ваших бизнес-партнеров и пр. Общий объем плана обычно составляет около 40 листов. Желательно использование графиков, таблиц, промежуточных выводов. Не в последнюю очередь следует обратить внимание и на оформление документа: проставить номера страниц, выделить заголовки, составить содержание. Рассмотрим структуру и особенности отдельных разделов подробнее.
Общий план
В данном разделе излагается общая информация о деятельности компании, ее собственности, успешно реализованных проектах и планах на будущее, приводятся данные SWAT-анализа.
Необходимо наличие следующих подразделов:
Планируемые продажи. Здесь описываются товары и услуги, реализацией которых собирается заниматься предприятие, анализ рынка, перечень и преимущества имеющихся и предполагаемых поставщиков. Также следует предоставить сведения о контроле качества продукции и планах работ.
Операционный план. Сюда входят данные о бухгалтерской системе, веб-стратегии предприятия (продвижении бизнеса в сети), информация об используемом оборудовании, системе приема и выполнения заказов, текущих бизнес-процессах.
Организационный план. Здесь речь идет о структуре вашей организации, персонале, применяемым к нему стандартах и программе его обучения, системе работы.
Маркетинговый план
Включает в себя характеристику и анализ рынка, описание планов относительно его завоевания, потенциальных потребителей продукции. Также уделяется внимание анализу конкурентов и ваших преимуществ по сравнению с ними, стратегии продаж (планов относительно проведения рекламной компании, тестирования рынка, распределения ресурсов и особенностей обслуживания потребителей). В отдельном подразделе, посвященном ценовой политике, приводится прайс-лист, расчет наценки, перечень влияющих на изменение цены факторов. Описываются возможные альянсы с другими предприятиями. Приводится план продвижения продукции: выбор и анализ поставщиков рекламных услуг, график и бюджет рекламных кампаний, планы относительно связей с общественностью.
Финансовый план
В разделе излагается информация о необходимом финансировании с расчетом сметы, планах получения прибыли с учетом налогов и расходов, прогнозируемых финансовых отчетах. Осуществляется оценка рисков.