Бизнес-план – это не разовый документ и он не должен быть таким. Большинство владельцев составляют его на начальном этапе, для привлечения партнеров и профессиональных работников, для привлечения финансов. Это хорошее применение бизнес-плану. Однако очень часто, когда план создан и использован для вышеперечисленного, его больше не открывают.
Главная цель любого бизнес плана заключается в том, чтобы достичь тех результатов, которые там обозначены, сделать ваш бизнес еще лучше, чем он есть в текущем состоянии. Но как можно опираться в работе на план, построенный на прогнозах? Ведь он, по своей сути, ошибочен. Никто не может знать, например, сколько он продаст нового товара, какие при этом будут расходы, в первый, второй и в последующие месяцы.
Совершенно верно. Но надо понимать, что ваши прогнозы будут совершенно неверными только для первого месяца работы. Во второй месяц вы уже будете иметь некоторые реальные цифры, и ваши прогнозы станут более точными. После второго месяца еще более точными. Так, в процессе работы, месяц за месяцем они будут становиться все лучше и лучше, и ваш бизнес будет развиваться в нужном направлении.
Хорошо составленный план может помочь вам в следующем:
В идеале бизнес должен иметь непрерывную долгосрочную стратегию, основанную на внесении небольших краткосрочных изменений, корректировок. Вам необходимо регулярно проводить ревизию положений плана. Сравнивайте текущие результаты с показателями из плана, анализируйте их и выясняйте причину отклонений и разрабатывайте мероприятия по их устранению.
Задавайте себе следующие вопросы:
Ответив на эти вопросы, скорректируйте свой план, установите новый бюджет и контрольные сроки, скорректируйте свои финансы и повторяйте этот процесс в последующих ревизиях плана через месяц до конца первого года и через квартал в остальные периоды.
Старайтесь избегать замены одной стратегии плана на другую, не имея достаточно времени опробовать на деле первую. Настойчиво и последовательно следовать несовершенной стратегии намного лучше, чем разработать великолепную стратегию и не успеть ее применить. Если вы регулярно сравниваете результаты и корректируете свой план, то вы не измените его основы до тех пор, пока он будет выполняться, пока вы не убедитесь, что он не соответствует действительности и обнаружите реальные изменения в ваших предпосылках, на которых вы строили свой план, свою стратегию достижения.
Тем не менее, бизнес встречается с ситуацией, когда необходимо сменить одну стратегию на другую. Вот несколько индикаторов, которые служат напоминанием для полного пересмотра бизнес плана:
Большие изменения ситуации на рынке. Отслеживайте показатели рыночной ситуации и поведение потребителей на рынке.
Изменились ли опорные предположения о характере рынка? Например, интернет изменил всю деятельность на рынке так, что предприятиям, которые не включали интернет в свой бизнес план, требуется коренной пересмотр своих планов. Это может быть не так важно для ландшафтных дизайнеров и ресторанов, а для туристического бизнеса, рекламных агентств, дизайнерских студий или организаций по исследованию рынков – это обязательно.
Появились новые конкуренты? Или старые изменили свою стратегию? Возможно, и вам потребуется пересмотреть свои планы исходя из новой обстановки.
Изменились требования к товару или услуге? Например, появление новых технологий может изменить отношение рынка к вашему товару или услуге. Могут появиться товары или услуги, которые будут более выгодны рынку, чем ваше предложение.
Коренные изменения внутренней ситуации бизнеса. Наиболее существенное изменение – это изменения в составе владельцев. Например, разводы, смерть среди совладельцев или смена состава инвесторов.
Если вы сомневаетесь в том, что бизнес план может улучшить ваш бизнес, тогда не составляйте его. Планирование ради планирования – это пустая трата времени.